«Люди свернут шею системе, созданной Ельциным»
Противостояние властей и оппозиции в Москве с каждым месяцем принимает все более ожесточенный характер. Вспомните: оно начиналось минувшей зимой с простых ограничений места проведения акций и численности митингующих. Теперь власть принялась всерьез «закручивать гайки». В Думе на рассмотрении лежит законопроект, предусматривающий миллионные штрафы за нарушение правил проведения митингов, лидеры оппозиционного движения Сергей Удальцов и Алексей Навальный рискуют надолго оказаться в тюрьме по статье 212-й УК РФ («Призывы к массовым беспорядкам»).
Несложно догадаться, чем возрастающее политическое напряжение может обернуться в нынешней обстановке. Все чаще звучат параллели с 1917 годом и ситуацией в царской России, когда власти были уже не в состоянии оперативно реагировать на остро назревшую необходимость перемен, а народ и лидеры оппозиционных партий больше не желали ждать политических подачек. Чем это обернулась - знает каждый. Страна надолго погрузилась в хаос и кровь гражданской войны.
Реальна ли опасность, что сегодня, почти век спустя, России уготована та же участь?
Мнение доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института российской истории РАН Юрия Жукова:
– Я считаю, что несмотря на то, что с событий февраля 1917 года прошло уже почти 100 лет, параллели в событиях того времени и наших дней очевидны. Тогда все началось в конце 1916 года и затянулось до 1922-го. Если говорить о лидерах этого движения, то следует вспомнить, что в 1916 году лидером февральской революции был Гучков – представитель московского торгово-промышленного сообщества. Его дело продолжили кадеты. Их сменили эсеры. Протестная волна выносила наверх людей вроде Керенского, Чернова и других. И только потом появились большевики.
Так может произойти и сегодня. Кто в результате нынешнего развития событий окажется наверху - никто даже предположить не может. Но это точно будут не Навальный, не Удальцов и не разного рода «касьяновы», которые сегодня пытаются стать лидерами новой революции. Когда все пойдет всерьез, появятся иные лидеры. Как в 1917 году - люди из народа, которые сыты по горло нынешним капитализмом российского разлива.
«СП»: – Когда, на ваш взгляд, это может произойти?
– Это непредсказуемо. Все может начаться и через полгода, и через пять лет. Увы, это уже неминуемо, потому что власть не желает понять, что нынешняя и государственная, и экономическая системы себя исчерпали. Представьте, что начнется с 1 июля, когда страна окажется в ВТО... Как начнут разоряться остатки нашей промышленности. А вместе с ней - те, кто сегодня еще хоть что-то зарабатывает. Иными словами протест будет охватывать все большие и большие круги населения. Скорость этого движения пока неизвестна, но оно будет. В 17-м году все происходило быстро, потому что шла мировая война, которая была главным катализатором действий народа, желавшим ее прекращения. Сегодня будут другие формальные поводы.
«СП»: – Какие? Что является наиболее важной общей чертой, объединяющей ситуации в нашей стране в 1917-м году и сегодня?
– Это экономический крах. Самое главное, что как бы нас сегодня не уверяли с экранов телевидения, что в Евросоюзе и США кризис, а у нас все в порядке, этот же кризис скоро девятым валом захлестнет и нас. Тогда-то все и свершится.
«СП»: – То есть это будет протест, вызванный уже не пренебрежением гражданскими и политическими правами россиян, но в его основе будут лежать экономические проблемы?
– Конечно. Заметьте, что с прошлой осени во всем мире идут антикапиталистические протесты вроде «Захвати Уолл-Стрит». Это очень логично, потому что сегодня капиталист уже не создает что-то, что можно потрогать руками, а лишь спекулирует дутыми акциями на бирже. Тут и спекуляции банков, которые скоро начнут сыпаться один за другим, потому что это та же торговля воздухом, о которой любили говорить перед революцией. Как только они рухнут, рухнет и вся сегодняшняя капиталистическая система. Что придет вместо нее, сказать трудно. Наши богатеи, конечно, тут же прыгнут в свои самолеты и побегут в Англию, а остальные останутся. И им предстоит решать судьбу своей страны. Люди свернут шею системе, созданной в 93-м году Ельциным.
«СП»: – Вы думаете, это произойдет мирно или с кровью?
– А это уже будет зависеть от власти. Если там найдутся умные люди, которые догадаются начать жизненно важные экономические реформы и тратить деньги не на свою охрану, то есть полицию, а вкладывать их в восстановление экономики, то они смогут все притормозить. Если же нет - получат очень серьезные проблемы.
«СП»: – Что нужно делать нашему гражданскому обществу, чтобы в стране бескровно произошли преобразования, которые так или иначе придется проводить?
– У нас никакого гражданского общества нет и в помине. Гражданское общество – это общество граждан, которые осознают свои права и обязанности. У нас, к сожалению, таких людей еще очень немного. В советское время было очень много демократических явлений, которые оказались свернуты Ельциным. Для чего? Чтобы загрести все, что можно. А теперь нужно заново выращивать из людей граждан.
«СП»: – Разве нынешние протесты не являются свидетельством роста гражданского общества?
– Конечно, нет. Протесты являются результатом желания просто сказать «нет» чему-то. Но ответственный гражданин говорит не только «нет».Он говорит, что нужно делать вместо того, что его не устраивает. А у нас до сих пор еще никто не предложил нормальной программы экономического и политического развития страны. Этого нет ни со стороны «Болота», ни со стороны «Поклонки». Проблема в том, что никто не выдвигает позитивных программ. Звучат одни лозунги, а как их будут реализовывать, никто не знает. В этом принципиальное отличие ситуации 1917 года от нынешней.
Казак Гудвин знает - как нам реорганизоват Рабкрин...
Комментариев нет:
Отправить комментарий